Сравнение Бастет с другими кошачьими богинями в мифологии
Во всей мифологии существовало множество кошачьих богинь, которым поклонялись и почитали. В этом разделе мы сравним Бастет с другими известными кошачьими богинями и исследуем их сходства и различия.
- Сехмет: Сехмет была богиней войны и исцеления и изображалась как свирепая львица. В отличие от Бастет, Сехмет ассоциировалась с разрушением, и многие ее боялись.
- Мафдет: Мафдет была богиней справедливости и изображалась в виде гепарда или рыси. Как и Бастет, Мафдет была божеством-защитником и, как полагали, защищала людей от ядовитых укусов и укусов.
- Тефнут: Тефнут была богиней влаги и изображалась в виде львицы или женщина с головой львицы. Хотя Тефнут имела некоторое сходство с Бастет, ее значение и роль были совсем другими.
Интересно отметить, что в Древнем Египте поклонялись многим кошачьим богиням, но Бастет выделялась как одна из самых популярный и любимый. Египтяне даже называли ее «Госпожой Востока» и считали, что она несет ответственность за плодородие и радость земли.
Мягкий и заботливый характер Бастет отличал ее от других кошачьих богинь, которые часто ассоциируется с агрессией и силой. Она была не только символом защиты, но также олицетворяла дом, домашнее хозяйство и материнство.
Ниже приведена таблица, в которой сравниваются ключевые атрибуты и ассоциации Бастет, Сехмет, Мафдет и Тефнут:
Богиня | Атрибуты | Ассоциации |
---|---|---|
Бастет | Нежный, Защитный, Домашний | Дом, Плодородие, Радость |
Сехмет | Жестокий, Агрессивный, Мощный | Война, Исцеление |
Мафдет | Быстрый, Проворный, Защита | Правосудие, Защита |
Тефнут | Увлажнение, питание, защита | Погода, созидание, обновление |
Как мы видим, несмотря на сходство между этими богинями, каждая из них имеет свои уникальные атрибуты, характеристики и ассоциации.
Почитание и дары Гекате
Древние греки боялись эту богиню, поэтому задабривали ее всевозможными способами. К примеру, принято было на пороге дома оставлять сладкие лепешки или куриные сердца, хотя многие люди создавали домашние алтари, пускать ее в дом они опасались.
Традиционным временем для почитания и жертвоприношения Гекате считались два первых и последних дня месяца
13 августа просили о плодородном урожае, при этом важно было дары оставить на Y-образном перекрестке. Чаще всего дарами выступали мед, яйца, рыба, лепешки, черные ягнята
Рекомендовалось проводить ритуалы в определенные ночи:
- ночь с 30 апреля на 1 мая — Смена Времен. Можно было просить о чем угодно.
- ночь с 30 августа на 1 сентября — Праздник Больших Жертв. Задачей жрецов культа было задабривание Гекаты с просьбой о милости в холодные месяцы.
- ночь с 16 на 17 ноября — Ночь Гекаты. Богиня способствовала духовной трансформации.
Обычно местом для проведения ритуалов выбирались пещеры, за исключением ночи праздника Больших Жертв, где местом служения был погост или невспаханный участок земли, где произошла множественная гибель людей.
Во время призыва жрец становился спиной к предполагаемому месту ее появления. Считалось, что призраки и демоны появляются с западной стороны, поэтому призывающий смотрел в сторону востока. В случае, если ритуал не предусматривал вызов Гекаты, то жрец вставал в западном направлении.
Жертвой служила кровь, вылитая на камни, в огонь, в могилу и на дорожный перекресток. Источником крови чаще всего выбирали черного щенка или собаку, либо, если первый вариант был невозможен, любое животное, очень редко человека. Человеческое кровопролитие не заканчивалось ритуальным убийством, жрец часто надрезал свою плоть и отдавал несколько капель собственной крови.
Различия в понимании Гекаты
Геката, как и многие другие греческие боги, имела широкий диапазон значений и ассоциаций в мифических и религиозных убеждениях и практиках древних эллинов.
Она, в частности, была связана с природой и плодовитостью, перекрестком и (позже) со смертью, духами, магией и луной.
В религиозных практиках, основанных на ее более поздней характеристике, очень похоже на божество Анубиса (в египетской мифологии) и Хеля (в норвежской), почитание этих божеств было вызвано фундаментальным человеческим стремлением: контролировать (или хотя бы осмысливать) нашу смертность.
Поскольку греческое понимание загробной жизни было довольно скучным, многогранная личность Гекаты была понятна и сложна, что привело к ее более поздним магическим ассоциациям.
Геката и Артемида
Как и в случае с ее родословной, существует множество понятий мифической роли богини. Одна из них подчиняет Гекату Артемиде . В этой версии Геката — смертная жрица, которая обычно ассоциируется с Ифигнейей, она оскорбляет Артемиду, и в конечном итоге приходит к самоубийству.
В нехарактерном жесте прощения Артемида украшает мертвое тело ювелирными изделиями и шепотом призывает, чтобы дух ее поднялся.
Такие мифы, в которых местный бог «создает» чужого бога, были широко распространены в древних культурах, поскольку они допускали синкретическое средство интеграции иностранных культов.
Богиня перекрестка
Одним из отличительных признаков божества в древнем мире был ее тройственный характер, который неоднократно проявлялся в ее формах и символах. Предполагается, что эта тройственность соответствовала сферам, над которыми она имела власть (земля, море и небо), а также моментов жизни (рождение, инициация и смерть).
Полагается, что Богиню часто связывался с такими богами, как Дионис, Гермес, Янус и Сэбэзиус. Конечно, современное Языческое движение связывает тройственность божества с девой, матерью и старухой.
Геката также выполняла защитную роль. Люди размещали статуи у ворот городов и в дверных проемах.
Связь с другими божествами
Королева тьмы часто ассоциируется с Исидой в египетской мифологии, главным образом из-за ее отношений волшебством.
В еврейском пантеоне ее часто сравнивают с Лилит, которая также играла роль в колдовстве.
Прежде чем она стала связана с греческой мифологией, она имела много общего с Артемидой (дикая природа и наблюдение за свадебными церемониями) и Герой (воспитание детей и защита молодых, наблюдение за свадебными церемониями).
В течение веков богиня соединялась со многими другими божествами Греции и других стран:
- Диана — Римская девственная богиня охотницы
- Немезида — Богиня мести
- Персефона — Госпожа преступного мира
- Селена — лунное божество
Госпожа магии
В современном воображении Геката чаще всего воспринимается как хтоническя королева, связанная с колдовством, некромантией и тайнами мертвых. Действительно, она чаще всего появлялась в различных магических текстах. В конце концов, ее сила стала считаться волшебной. Медея, которая была жрицей Гекаты, использовала колдовство для того, чтобы обрабатывать магические травы и яды.
Эти хтонические ассоциации развивались через мифы, например о похищении Персефоны Аидом . В частности, Гомерский гимн Деметре предполагает, что Геката была свидетельницей похищения молодой богини и она сопровождала Деметру в стремлении вернуть свою дочь в мир живых.
Эта связь с миром мертвых еще более укрепилась к тому времени, когда композиция Вергилия Энеиды описывает визит героя в Подземный мир. Посещая этот мрачный сумеречный мир, главный герой узнает о различных пытках, которые испытывают души нечестивых и безнравственных мертвецов, под бдительным контролем Гекаты.
В Мире Тьмы[]
В старом Мире Тьмы Баст, а также Сехмет, Фрейя, Геката, Дурга — имена Госпожи Кошек, одного из духов-покровителей кошачьих оборотней бастетов. Она аспект великой силы Налы — безумного созидания и женского начала. Госпожа Кошек воплощает материнство, заботу и страсть Налы. Уверенная в своём могуществе, Баст не делает броских жестов и не требует поклонения. В её присутствии стихают звуки, и ясно слышен её мягкий, заботливый голос. В ярости, защищая своих детей или природу, она нападает со всей свирепостью загнанного в угол льва, с беспощадностью богини войны.
Духи-покровители прайдов бастетов называются джамаками и отличаются от тотемов стай гару, волков-оборотней: джамаки своенравны, отвечают на просьбы не всегда, а вместо постоянного плюса награждают дарами (способностями) разового использования. Госпожа Кошек способна обучить или наградить любым даром, известным кошачьих духам, а также наделить уникальной силой или прислать в помощь духовное животное. Однако чаще всего она предпочитает появиться лично и дать ценный совет. Её физические образы — большая кошка с белой шерстью, нагая женщина в лунном сиянии, богиня в боевом облачении, белый бизон, маленький голубой котёнок и любые другие воплощения, которые Баст сочтёт подходящими ситуации.
Хотя Налу тянуло к Калэшу-уничтожителю, аспект Баст его презирает. Те, кому покровительствует Госпожа Кошек, не должны заниматься бессмысленным разрушением или искажением естественного.
Почитание богини с головой кошки и самих кошек в Древнем Египте
Древнеегипетский город Бубастис
Расцвет культа этого божества относится к периоду процветания Среднего Царства. В те времена оно считалось общенациональным достоянием. Было построено немало храмов, посвященных Баст, однако главным местом поклонения ей считался город Бубастис. Храм в нем был огорожен красивой стеной, украшенной барельефами. Внутри располагалась статуя богини внушительных размеров. Попасть в него стремились сотни тысяч паломников. Было принято делать подношения объекту поклонения в виде небольших фигурок кошек.
Почитание Бастет находило отражение в отношении к кошкам. Уважение к ним было столь велико, что в память об умерших питомцах было принято сбривать брови
Извозчика, по неосторожности задавившего это священное существо, толпа забивала камнями насмерть. Мера наказания за вред, нанесенный животному, определялась его значимостью
Кошек хоронили со всеми почестями. Доказательством тому является множество кошачьих мумий, которые были найдены во время археологических раскопок.
Мумифицированные кошки Египта
Практически при каждом храме имелся свой хранитель кошек, должность которого передавалась по наследству. Он должен был следить за храмовыми кошками, чтобы не пропустить сакрального знака, поданного им богиней. Во многих египетских жилищах хранились статуэтки этих животных. С их помощью египтяне изгоняли злых духов. Амулеты с изображениями священных существ для них являлись символом плодородия. Считалось, что, покидая бренную землю, душа хозяйки дома продолжает существование в теле кошки.
Образ кошки в славянской мифологии
Все суеверия берут свое начало в мифах. Cуществуют такие виды мифических кошек: «кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кот-баюн»; «кошка-проводник» и другие.
Кошка — демон
В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.
В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Кошка — проводник
Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.
Кошка — домовой
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» — кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь — она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку. Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.
Кот — Баюн
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить».
Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».
Огненная земляная кошкаНа Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
Источники
- https://MegaPride.ru/porody/koshka-v-egipetskoj-mifologii.html
- https://lapochka-dz.ru/v-egipte-koshka-svyashenna/
- https://VLion.ru/pro-porody/pochemu-v-egipte-koshka-svyashchennoe-zhivotnoe.html
- https://BigPicture.ru/pochemu-v-drevnem-egipte-tak-ljubili-i-pochitali-koshek/
- https://animalpaw.ru/posts/654-pochemu-koshki-liubimye-zhivotnye-v-egipte
- https://new-science.ru/pochemu-drevnie-egiptyane-poklonyalis-koshkam/
- https://teatrzoo.ru/koshki-v-egipte.html
Фигурки и символы кошек в древних эпосах
Но не только египтяне увековечили кошку в своей истории. В китайской мифологии существовала богиня Ли Шо, покровительница плодородия. Она изображалась в виде кошки. Японцы считают сильным талисманом фигурку кошки, поднявшей переднюю лапку. Одна такая кошка спасла Императора от удара молнии. Он увидел кошку перед храмом, животное приподняв лапку направило Императора внутрь храма, и только он успел скрыться, как на то место обрушился огненный шар. С тех пор кошка является хранительницей человеческой жизни. Но их не везде так почитали. В греческой и римской мифологиях коты сопутствовали черным силам и злым богам. В Европе к кошкам стали относится негативно с начала Средневековья, когда церковь объявила поклонение кошкам языческим жестом. Было поверье, что эти создания находятся во власти ведьм и несут окружающим зло. Это повлекло массовые истребления животных.
Проявление кошки в истории Древнего Египта
Изучая историю Египта, невооруженным взглядом видно какое положение отводилось кошкам в то время. Выше мы упоминали о богине Бастет (Баст). Изображали ее по-разному: женщину с головой кошки или просто черной кошкой. Поклонение богине началось с периода, когда древние египтяне начали активно заниматься земледелием. Собранный урожай зерна мог быть под угрозой нашествия грызунов. Поэтому кошки становились популярными: они могли защитить запасы зерна и спасти от голода. Они также истребляли змей, делая улицы более безопасными для людей.
Баст (Бастет) — не единственная богиня в кошачьем обличии. Главного бога египетской мифологии — Амон Ра, тоже называли «большим котом», львица Сехмет олицетворяла солнце и войну, лев Махес отвечал за защиту от недругов, гепард Мафдет — за правосудие.
Библейская история
В Библии нет упоминания о кошках. Связано это с тем, что освобожденные из-под гнета египтян иудеи, не могли поклоняться божествам в животных обликах, им не позволяло это их религиозное сознание. Также есть еще одно объяснение отсутствия кошки в Библейских писаниях: назначение Библии направлять человека по пути к спасению души, а не описывать быт Палестины.
Гонения на кошек в период Средневековья
С появлением христианства в Европе кошки стали воплощением языческих пережитков. Их демонизировали, утверждали, что они служат темным силам. Животных в огромных количествах пытали и убивали. Все в кошке ассоциировалось со злом: шерсть душила, плоть и зубы были наполнены ядом, дыхание способно разрушить человеческие легкие. Считалось, что кошка это ведьма в обличии животного. Гонениям подвергались кошки и те, кто проявлял к ним добрые чувства — их обвиняли в колдовстве. Есть мнение, что массовое уничтожение кошек в Европе привело к расцвету грызунов, в том числе крыс, которые распространяли инфекционные заболевания. Истребление кошек считалось одной из причин вспышки бубонной чумы в 1348 году. Кошки смогли вернуть свое расположение благодаря королеве Англии Виктории, которая интересовалась историей Древнего Египта, в том числе культом богини Бастет.
Знакомство с богиней Бастет
Для древних народов путь к пониманию реальности лежал через религию, поэтому боги существовали для того, чтобы благоприятствовать жизни людей в Египте. Богиня Бастет была очень почитаема, ее считали богиней огня, кошек и беременных женщин. Существует миф, в котором она даже считается олицетворением богини Исиды.
Она была известна как богиня с сильным характером, но также имела нежную и добрую сторону, когда дело касалось защиты домашнего очага. Ниже вы узнаете все о богине Бастет.
Источник
Культы богини Бастет возникли около 3500 года до н.э., первоначально ее изображали в виде дикой кошки или львицы, но около 1000 года до н.э. ее стали изображать в виде домашней кошки.
Визуальные особенности
В то время ее эстетикой была красивая женщина с головой кошки, в ее изображениях она часто держит систро, тип погремушки, используемой в качестве музыкального инструмента. Поэтому она считалась богиней музыки и танца.
В других изображениях в ее ухе — большая серьга, на шее — красивое ожерелье, иногда она может появиться с корзиной, в которой она носила своих детей. Кроме того, ее можно встретить с Анкхом, крестом из жизни египтян.
История
В древнеегипетской мифологии богиня Бастет была одним из божеств, обладавших Оком Ра, это произошло потому, что она была дочерью бога солнца Ра. Она также была дочерью богини Дальней, божества, которое покинуло бога Ра и вернулось, чтобы преобразовать мир. Бастет родилась в городе Бубастис (восточная часть дельты Нила).
Она не любила, когда ее связывали с отцом, так как отношения с ним были не очень хорошими. Бог Ра считал свою дочь очень дерзкой и непослушной, так как она не выполняла его приказы.
Ра не одобрял ее во многих отношениях, он возненавидел ее, когда она стала богиней Луны, и возненавидел ее еще больше, когда она вышла замуж за бога Анубиса и отправилась жить с ним в подземный мир, поскольку Анубис отвечает за то, чтобы направлять души умерших в подземный мир.
От Анубиса у нее было двое детей, Михос и Нефертем
Она храбро сражалась вместе с мужем, была воительницей завидной красоты и чрезвычайно привлекательной, привлекая внимание всех египетских смертных и богов
Благодаря родству с этими важными богами, она считалась солнечным божеством и могла осуществлять многие полномочия в отношении солнечных затмений. После того, как греки вторглись в Египет и привнесли в общество свою культуру, богиню Бастет начали роднить с богиней Артемидой, и так она перестала быть божеством солнца и стала богиней луны.
Во времена 2-й династии Египта (2890 г. до н. э. — 2670 г. до н. э.) Бастет чрезвычайно почиталась как женщинами, так и мужчинами, считаясь одновременно и диким воином, и помощницей в домашних делах.
Что представляет собой богиня Бастет?
Когда богиню Бастет представляли в образе львицы, ее считали скорее дикой воительницей, обладающей уникальной свирепостью. После того, как ее стали изображать в виде кошки, любящей и грациозной, ее стали считать ласковым божеством и защитницей домашнего очага. Бастет считается богиней музыки, танца, размножения, плодородия и богиней домашнего очага.
Отношения между Бастет и кошками
В Древнем Египте верили, что все кошки являются реинкарнацией богини Бастет, поэтому их стали почитать и относиться к ним как к богам. Любой, кто плохо обращался с кошкой или причинял ей боль, совершал непростительный грех, а также осквернял богиню Бастет.
Поскольку она обладала солнечной силой, она покрывала Египет тьмой, используя луну, чтобы закрыть солнце, наказывая тех, кто вредил кошкам. Кошек также мумифицировали после смерти и хоронили в местах, предназначенных исключительно для них.
В городе Бубастис было множество храмов, где поклонялись богине Бастет, и ее верующие приходили туда, чтобы отдать дань уважения и похоронить своих умерших кошек. Город был назван в честь богини, поскольку она родилась там.
Отношения между Бастет и Сехмет
Богиню Бастет можно спутать с богиней Сехмет, которая известна как могущественная богиня мести и болезней, ее фигура представляла собой женщину с головой львицы, а на вершине ее головы был солнечный диск. Голова львицы означает силу и власть разрушения.
Ее также можно изобразить сидящей на троне с систром в руках. Сехмет была символом наказания бога Ра и ее боялись все его враги.
Многие египтяне не могли отличить и разобщить богиню Бастет от богини Сехмет, считая их одним божеством с разными личностями. Так, они говорили, что Бастет была тихой и доброй, как кошка, а Сехмет была личностью дикой и безжалостной львицы-воительницы, жестокой в битвах и войнах.
Главные божества[]
Мужчина
- Акер – бог земли и горизонта
- Амон – бог-творец, божество-покровитель города Фивыи выдающееся божество в Египте во времена Нового царства
- Анхур – бог войны и охоты
- Анубис – Бог мертвых. Переносит мертвых к месту суда Подземного мира
- Атон – божество Солнечного диска, ставшее центром монолатристической или монотеистической системы верований атенистов в правление Эхнатона
- Атум – бог-творец и солнечное божество, первый бог Эннеады
- Бенну – божество солнца и создателя, изображаемое в виде цапли
- Геб – бог земли и член Эннеады
- Хапи – олицетворение разлива Нила
- Гор – главный бог, обычно изображаемый в виде сокола или человеческого ребенка, связанный с небом, солнцем, царствованием, защитой и исцелением. Часто считается сыном Осириса и Исиды
- Хепри – солнечный бог-создатель, часто рассматриваемый как утренняя форма Ра и представленный жуком-скарабеем
- Хнум (Хнемуу) – бог-баран, божество-покровитель Элефантины, который, как говорили, контролировал разлив Нила и давал жизнь богам и людям
- Хонсу – бог луны, сын Амона и Мут
- Маахес (Махес, Михос) – бог-лев, сын Бастет
- Монту – бог войны и солнца, которому поклонялись в Фивах
- Нефертум – Бог цветка лотоса, из которого в начале времен возник бог солнца. Сын Птаха и Сехмет.
- Немти – бог-сокол, которому поклонялись в Среднем Египте, который появляется в мифе как перевозчик для высших богов
- Непер – бог зерна
- Осирис – бог смерти и воскресения, который правит подземным миром и оживляет растительность, бог солнца и умерших душ
- Птах – божество-творец и бог ремесленников, бог-покровитель Мемфиса
- Ра – бог солнца
- Сет – двойственный бог, характеризующийся насилием, хаосом и силой, связанный с пустыней. Мифологический убийца Осириса и враг Гора, но и сторонник царя.
- Шу – Воплощение ветра или воздуха, член Эннеады
- Себек – бог-крокодил, которому поклонялись в Файюме и в Ком Омбо
- Сопду – бог неба и восточных приграничных районов Египта
- Тот – бог луны, бог письменности и писцов, божество-покровитель Гермополиса
- Вадж-вер – олицетворение Средиземного моря или озер дельты Нила
Женщина
- Амунет – женский двойник Амона и член Огдоада
- Анукет – богиня в головном уборе из перьев, носившая южные пограничные районы Египта, особенно нижние пороги Нила
- Бастет – богиня, представленная в виде кошки или львицы, покровительница города Бубастис, связанная с защитой от зла
- Бат – богиня-корова с раннего периода египетской истории, в конечном итоге поглощенная Хатхор
- Хатхор (египетское: Хет-Герт) – Одна из самых важных богинь, связанная с небом, солнцем, сексуальностью и материнством, музыкой и танцами, чужими землями и товарами, а также загробной жизнью. Одна из многих форм Ока Ра.
- Хатмехит — богиня-рыба
- Хекет – богиня-лягушка, которая, как говорят, защищает женщин при родах
- Хесат – богиня-корова-мать
- Именет (Аментет) – богиня загробной жизни, тесно связанная с Исидой и Хатхор
- Исида – жена Осириса и мать Гора, связанная с погребальными обрядами, материнством, защитой и магией. Она стала главным божеством в греческой и римской религии
- Маат – богиня, олицетворявшая истину, справедливость и порядок
- Менхит – богиня-львица
- Мут – супруга Амона, почитаемая в Фивах
- Нейт – богиня-создательница и охотница, покровительница города Саис в Нижнем Египте
- Нехбет (Нехебит) – богиня-стервятник, божество-покровитель Верхнего Египта
- Нефтида (египетское: Небет-Хет) – член Эннеады, супруга Сета, которая оплакивала Осириса вместе с Исидой
- Непит – богиня зерна, женский аналог Непера
- Нут – богиня неба, член Эннеады
- Пахет – богиня-львица, которой в основном поклонялись в окрестностях Бени-Хасана
- Рененутет – богиня земледелия
- Сатет – богиня южных пограничных районов Египта
- Сехмет – богиня-львица, одновременно разрушительная и жестокая, способная отгонять болезни, защитница фараонов, которая вела их на войну, супруга Птаха и одна из многих форм Ока Ра.
- Тефнут – богиня влаги и член Эннеады
- Ваджет (Уатчит) – богиня-кобра, божество-покровитель Нижнего Египта
- Восрет (египетский: Усрет) – богиня Фив
Как мужские, так и женские формы
- Анубис/Анпут – бог/ богиня бальзамирования и покровитель мертвых
- Хех – Олицетворение бесконечности и член Огдоада
- Кек – бог Хаоса и Тьмы, а также являющийся концепцией изначальной тьмы. Женская форма Кека известна как Каукет.
- Ну (Нун) – Олицетворение бесформенного водянистого беспорядка, из которого возник мир при сотворении, член Огдоада
- Ра (Ра) – главный египетский бог солнца, причастный к творению и загробной жизни. Мифологический правитель богов, отец всех египетских царей и бог-покровитель Гелиополиса.
- Татенен – олицетворение первого земляного холма, возникшего из хаоса в древнеегипетских мифах о сотворении